При назначении досрочной пенсии учитывается


Кто имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости

Отделение ПФР по Чеченской Республике напоминает, что Федеральный закон № 400-ФЗ, сохраняя круг лиц, пользующихся правом на досрочную пенсию за работу с особыми условиями труда, необходимую продолжительность страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также другие условия назначения досрочной пенсии, предусмотренные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), устанавливает дополнительное требование о наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. При этом в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ величина указанного коэффициента устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины коэффициента 30.

Порядок исчисления страхового стажа урегулирован статьей 13 Федерального закона № 400-ФЗ и аналогичен порядку исчисления страхового стажа, предусмотренному Федеральным законом № 173-ФЗ.

При этом в целях определения права на страховую пенсию часть 8 статьи 13 и части 3, 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривают, что по выбору застрахованного лица в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Таким образом, периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в соответствующий стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.

Это означает, что при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ:

- периоды работы (деятельности), протекавшие до 1 января 2002 года в период действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», могут исчисляться с учетом правил и норм названного Закона и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты;

- периоды работы (деятельности), протекавшие в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», могут быть исчислены с учетом правил пенсионного законодательства Союза ССР от 1956 года.

При определении права на досрочное назначение пенсии к периодам работы до 1 января 1992 года, предусмотренной Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, а также Списком производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 10, могут приравниваться имеющиеся до указанной даты периоды иной работы и деятельности (например, работы на выборной должности, обучения, военной службы) в порядке, предусмотренном пунктами 97 и 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590.

Так, периоды службы в армии приравниваются либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, в размере, не превышающем имеющегося по состоянию на 1 января 1992 года стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях. Этот порядок применяется и в тех случаях, когда между работой и службой имела место учеба в высших или средних специальных учебных заведениях, а также в профессионально-технических училищах.

Например, до 1 января 1992 года у мужчины имеется 1 год работы по Списку № 1, которой предшествовало 2 года военной службы по призыву. Соответственно, стаж работы, дающей право на досрочную пенсию на основании Списка № 1, составит 2 года.

К работе педагогических и медицинских работников, выполнявшейся до 1 октября 1993 года, может применяться постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым также предусматривалось приравнивание к работе, дающей право на пенсию независимо от возраста, иной работы (деятельности), например, работы на выборной должности, обучения, военной службы. При этом приравниваемые периоды могут включаться в стаж для досрочного назначения пенсии при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством, действующим на день назначения пенсии, с применением к периодам работы после 1 октября 1993 года нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работ.

www.pfrf.ru

Условия назначения досрочной пенсии бывшим гражданам СССР

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран бывшего СССР, регулируются Международными договорами. Для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории государств, являющихся участниками соглашений, а также на территории бывшего СССР.

Государствами-участниками Соглашения, помимо Российской Федерации, являются: Республика Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

За время существования международных соглашений, пенсионное законодательство в государствах-участниках этих соглашений претерпело существенные изменения. Например, в Республиках Молдова, Казахстан, Грузия и Литовской Республике был повышен пенсионный возраст и отменены досрочные пенсии.

Для назначения досрочных пенсий должны выполняться следующие условия:

  • работа в соответствующих должностях и профессиях и необходимый период;*
  • достижение соответствующего пенсионного возраста некоторыми категориями льготных профессий;*
  • наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента и страхового стажа, требуемого на день установления пенсии;**
  • гражданам, осуществлявшим работу, предусмотренную Федеральным законом №400-ФЗ*** (летчики, спасатели и т.д.), уплата работодателями страховых взносов по дополнительным тарифам с 1 января 2013 года;
  • наличие вредного и (или) опасного класса условий труда на рабочем месте, установленного по результатам специальной оценки условий труда.

Указанные выше условия являются общими для всех граждан, переселившихся на место жительства на территорию Российской Федерации из государств-участников соглашений, с которыми у Российской Федерации заключены международные договора в области пенсионного обеспечения.

При определении права на досрочную страховую пенсию по старости по законодательству Российской Федерации гражданам, имеющим стаж льготной работы на территориях других государств необходимо учитывать наличие или отсутствие института досрочных пенсий.

В случае существования такового, периоды работы могут быть зачтены в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости при наличии схожих с пенсионным законодательством Российской Федерации условий. Если же института досрочных пенсий нет, то

в специальном стаже учитывается период не более, чем до даты отмены досрочных пенсий.

Периоды работы в этих государствах не засчитываются в специальный стаж при отличии условий предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации и участниками соглашений.

Для подтверждения специального стажа, приобретенного на территории стран бывшего СССР, территориальный орган ПФР направляет запрос в компетентные органы государств-участников.

В случае, если у пенсионера, переселившегося в Российскую Федерацию из государства-участника соглашения и получавшего ранее досрочную пенсию по прежнему месту жительства, нет права на досрочную пенсию в РФ, районное Управление ПФР выдает такому гражданину справку об отсутствии права на назначение пенсии, которую он предоставляет в компетентный орган государства по прежнему месту жительства для продолжения выплаты пенсии до возникновения права на пенсию того же вида в России.

________________________________________________________________

*в соответствии со Списками соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) и Правилами исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии

** в 2017 году величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет не менее 11,4, страховой стаж – 8 лет

***Федеральный закон от 28 декабря 2013 гола №400-ФЗ «О страховых пенсиях» п.1-18 ч.1 ст.30

www.pfrf.ru

Консультация: «О праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости»

Федеральный закон № 400-ФЗ, сохраняя круг лиц, пользующихся правом на досрочную пенсию за работу с особыми условиями труда, необходимую продолжительность страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также другие условия назначения досрочной пенсии, предусмотренные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), устанавливает дополнительное требование о наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. При этом в соответствии с частью 3 статьи 35 Федерального закона № 400-ФЗ величина указанного коэффициента устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины коэффициента 30.

Порядок исчисления страхового стажа урегулирован статьей 13 Федерального закона № 400-ФЗ и аналогичен порядку исчисления страхового стажа, предусмотренному Федеральным законом № 173-ФЗ.

При этом в целях определения права на страховую пенсию часть 8 статьи 13 и части 3, 4 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусматривают, что по выбору застрахованного лица в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Таким образом, периоды работы (деятельности) застрахованного лица могут включаться в соответствующий стаж последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), независимо от того, выработан страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ полностью либо частично на дату отмены соответствующего законодательства.

Это означает, что при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ:

- периоды работы (деятельности), протекавшие до 1 января 2002 года в период действия Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», могут исчисляться с учетом правил и норм названного Закона и иных нормативных правовых актов, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж до указанной даты;

- периоды работы (деятельности), протекавшие в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», могут быть исчислены с учетом правил пенсионного законодательства Союза ССР от 1956 года.

При определении права на досрочное назначение пенсии к периодам работы до 1 января 1992 года, предусмотренной Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173, а также Списком производств и профессий, работа в которых дает работницам предприятий текстильной промышленности право на получение пенсии по старости по достижении 50 лет и при стаже работы в этих профессиях не менее 20 лет, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 10, могут приравниваться имеющиеся до указанной даты периоды иной работы и деятельности (например, работы на выборной должности, обучения, военной службы) в порядке, предусмотренном пунктами 97 и 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590.

Так, периоды службы в армии приравниваются либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода, в размере, не превышающем имеющегося по состоянию на 1 января 1992 года стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях. Этот порядок применяется и в тех случаях, когда между работой и службой имела место учеба в высших или средних специальных учебных заведениях, а также в профессионально-технических училищах.

Например, до 1 января 1992 года у мужчины имеется 1 год работы по Списку № 1, которой предшествовало 2 года военной службы по призыву. Соответственно, стаж работы, дающей право на досрочную пенсию на основании Списка № 1, составит 2 года.

К работе педагогических и медицинских работников, выполнявшейся до 1 октября 1993 года, может применяться постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым также предусматривалось приравнивание к работе, дающей право на пенсию независимо от возраста, иной работы (деятельности), например, работы на выборной должности, обучения, военной службы. При этом приравниваемые периоды могут включаться в стаж для досрочного назначения пенсии при условии наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством, действующим на день назначения пенсии, с применением к периодам работы после 1 октября 1993 года нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работ.

Пресс-служба

Отделения Пенсионного фонда РФ

по Кабардино-Балкарской республике

г. Нальчик, ул. Чернышевского 181 «а»,

Офис # 316, Вебсайт: www.pfrf.ru/ot_kabbal/

E-mail: [email protected]

www.pfrf.ru

О досрочных пенсиях

В Законе о трудовых пенсиях содержится целый ряд исключений из общего правила назначения трудовой пенсии по старости, позволяющих назначать пенсию ранее достижения лицом общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) на 5, 10, 15 лет в связи с определенными условиями труда. Об этих условиях назначения досрочной пенсии, а также о тех категориях, кому она положена, рассказывает руководитель группы оценки пенсионных прав застрахованных лиц ОПФР по Амурской области Наталья Константиновна Музыченко.

Какие категории граждан имеют право выйти на пенсию ранее срока наступления пенсионного возраста?

Вопросы установления досрочных пенсий регулируются статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законодательство предусматривает следующие возможности досрочного выхода на пенсию по старости:

1. Досрочно пенсия назначается гражданам, работавшим в течение определенного периода времени во вредных, тяжелых, особых и других условиях труда. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и показателей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утверждены постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. Досрочно выйти на пенсию могут работники, занятые на подземных работах, на работах с тяжелыми условиями труда, в летном составе гражданской авиации, рабочие локомотивных бригад и пр.

  1. Отдельным категориям работников в связи с длительным выполнением профессиональной деятельности. Например: медицинским работникам, педагогам, творческим работникам, спасателям и др. Перечни работ, профессий, должностей таких работников также утверждаются Правительством РФ.
  2. Пенсии, назначаемые в связи с работой в особых климатических условиях. Такие пенсии устанавливаются лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
  3. Пенсии, назначаемые по социальным мотивам и состоянию здоровья. Право на данную пенсию имеют женщины, родившие пять и более детей, матерям инвалидов с детства.

Какие основные условия досрочного назначения пенсии?

Определяющими наличие права у гражданина на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются так называемые стажевые условия:

- наличие определенной продолжительности специального стажа работы — в связи с работой во вредных условиях труда, длительным выполнением профессиональной деятельности, в неблагоприятных климатических условиях (кроме случаев назначения досрочной пенсии по льготным основаниям – инвалидам I группы по зрению, матерям инвалидов с детства и т.п. – в этом случае условием является факт признания лица инвалидом по зрению,  рождения и воспитания ребенка-инвалида и т.д.);

- наличие определенной продолжительности страхового стажа работы (т.н. страхового стажа – периода, во время которого уплачиваются страховые взносы). В некоторых случаях продолжительность страхового стажа как условие досрочного пенсионного обеспечения не устанавливается (лицам, в связи с педагогической и медицинской деятельностью).

Как подтвердить свое право, какие документы необходимо предоставить для назначения досрочной пенсии?

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н.

Периоды льготной работы подтверждаются:

до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Бывает, что не все необходимые документы есть на руках. Куда обращаться в таких случаях?

В случае отсутствия у гражданина, надлежащим образом оформленных документов, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации в качестве застрахованного лица, могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Установление в отношении таких граждан соответствующих сведений на основе свидетельских показаний допускается, если документы о работе утрачены в связи со стихийными бедствиями (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т. п.).

В то же время характер работы, выполнявшейся гражданином в течение соответствующих периодов, показаниями свидетелей не подтверждается - для этой цели пригодны только справки и иные документы, выданные работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Выдача указанных справок (иных документов) производится на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Наряду со справками и другими аналогичными документами для подтверждения занятости на соответствующих работах могут использоваться (при наличии в них данных о факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости) результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, а также заключения органов государственной экспертизы условий труда.

Случается, что бывшие работодатели по разным причинам  не могут выдать нужные документы. Как поступать в таких случаях?

Если предприятие (учреждение или организация), в котором работал обращающийся за пенсией, ликвидировано или прекратило свое существование по другим причинам, то в качестве подтверждающих документов могут рассматриваться справки архивных учреждений.

Трудности с получением достоверной информации о своей трудовой деятельности - основная проблема реализации гражданами прав на получение пенсии. И виной тому - пробелы в действующем законодательстве.

Государство не создает механизмов реализации обязывающих норм для хозяйствующих субъектов и отстранилось от защиты прав граждан на получение необходимых сведений. (организации ликвидируются, документы в архив не сдаются)

В настоящее время все Управления и Отделы ПФ проводят заблаговременную работу с лицами уходящими в ближайшие 6 месяцев на пенсию.

Поэтому мы рекомендуем застрахованным лицам заранее позаботиться о своей будущей пенсии.

Специалисты Вашего территориального органа ПФР подскажут, какие документы надо собрать именно Вам, при необходимости могут оказать содействие в направлении запросов, оценят сведения, содержащиеся в представленных документах, их соответствие данным персонифицированного учета, а также правильность оформления документов.

www.pfrf.ru


Смотрите также